Click

Как правильно записать песню в студии звукозаписи

Ответы на этот вопрос могут варьироваться в зависимости от того, что за песню Вы решили записать и будете ли Вы её единственным исполнителем или у Вас собственная группа.  Однако есть общие нюансы, которые помогут в создании качественного продукта с минимумом потерянного впустую времени.

Подготовка к записи.

В первую очередь песня должна быть хорошо отрепетирована. Если у Вас музыкальная группа, то музыкантам необходимо владеть техникой игры в метроном, чтобы свести к минимуму работу на стадии монтажа. Партии музыкальных инструментов  должны быть заранее чётко согласованы, особенно это касается ударных, которые, как правило, в студийной работе записываются в первую очередь. Партии согласуются для того, чтобы избежать ситуации, когда, например, записывая бас или другой инструмент оказывается, что бас-бочка была сыграна неправильно или вовсе её партия не сочетается с остальными инструментами.

Что касается электро-, бас-, акустических гитар и прочих струнных инструментов — очень сильно на качество их звучания влияет новизна струн. Рекомендуется перед записью купить новые струны и немного их «обыграть», чтобы строй инструмента не «плавал» во  время записи и не приходилось постоянно его подстраивать.

Если запись должна производиться под готовую фонограмму — минусовку или аранжировку, то убедитесь, что материал у Вас имеется в максимально возможном качестве и записан на исправный носитель (предпочтительнее флэшка).

Как правильно рассчитать кол-во часов для записи в студии? Если Вы никогда в жизни не записывались, то рассчитать это время будет проблематично. Всё зависит от Ваших качеств как исполнителя. Лучше иметь пару часов «в запасе» на всякий случай. Ситуации, когда музыканты начинают думать о том, что время «поджимает» — ни к чему хорошему не приводят.

Стоит отметить, что крайне нежелательно разделять на несколько сессий звукозапись ударных и прочих акустических инструментов, требующих запись с микрофонов. Малейшее изменение угла направления микрофона или его расстояния до инструмента способно привести к серьёзному изменению в характере звучания, а теперь представьте себе сколько времени (оплаченного Вами времени) понадобиться звукорежиссёру, чтобы отстроить все микрофоны, например, на ударной установке, чтобы она зазвучала как во время Вашей предыдущей сессии и не допустить фазовых и прочих расхождений! Так что рассчитывайте заранее время, которое необходимо отвести для полной записи инструмента.

Процесс звукозаписи в студии.

Здесь есть одно самое главное правило — доверьтесь звукорежиссёру. Если Вы не знаете точно какое звучание Вам нужно или испытываете какие-либо трудности, не постесняйтесь сказать об этом нашему звукорежиссёру. Это тот человек, который заинтересован в том, чтобы результат был отличным и понравился Вам, к нему можно и нужно обращаться за советами.

Если у Вас есть какие-либо пожелания относительно конечного результата, то лучше обговорить их сразу, потому что на этапе звукозаписи закладывается фундамент звучания будущей песни и многие нюансы будет сложнее исправить в процессе сведения и уж тем более мастеринга.

Итак, инструменты настроены и подключены, фонограммы импортированы в проект — можно приступать к записи. Но перед этим необходимо позаботиться о комфортном мониторинге. Для этого звукорежиссёр подаст Вам в наушники или мониторы фонограмму или звук Вашего инструмента под метроном.

Попробуйте поиграть (спеть) и почувствуйте насколько удобно Вам это делать. Стоит обратить внимание на общую громкость звука в наушниках (мониторах) и баланс между громкостью фонограммы и тем, как Вы слышите свой голос (инструмент). У разных людей ощущение комфортности прослушивания может несколько варьироваться, поэтому помогите звукорежиссёру настроить звук под Вас — это очень важно.

Порой вокалист не может попасть в ноту не от того, что плохо поёт, а от того, что плохо слышит себя! Также важно знать, что звучание в наушниках отлично от того, что получится на выходе. Т.е. мониторинг необходим для того, чтобы не сбиться и попадать в такт — не стоит судить о звучании своего голоса или инструмента по звуку в наушниках.

Во время записи следите за тем, чтобы положение инструмента оставалось максимально неизменным относительно микрофона (то же касается и вокала), об этом Вас обязательно уведомит звукорежиссёр, потому что порой музыкантов захлёстывают эмоции, в общем-то это и не плохо, однако может негативно отразиться на сбалансированности в звучании.

Если у Вас не получается какой-то сложный момент — оставьте его на потом, бывает так, что зацикливание на одном и том же даёт с каждым разом всё более худший результат. Попробуйте записать другой материал или просто сделайте перерыв. Кстати, о перерывах — при длительной записи (например весь день группа пишет трек или даже несколько треков) рекомендуется делать постоянные перерывы. Это необходимо как музыкантам, так и звукорежиссёру (уши — это инструмент, для адекватной работы которого требуется периодический отдых), иначе может возникнуть эффект «замыливания» и объективность в оценке записываемого материала ухудшится.

В общем-то ничего сложного здесь нет — просто слушайте звукорежиссёра и задавайте ему интересующие Вас вопросы, тогда процесс записи будет лёгким и приятным, а конечный результат вызовет исключительно положительные эмоции!

P.S. и не забудьте поставить мобильный телефон в беззвучный режим или оставить его в другом помещении, чтобы лучший Ваш дубль не был испорчен звучащей на заднем плане любимой, но неуместной, мелодией:)