Как написать свой бит

Роль бита в современной популярной музыке, например, рэпе, хип-хопе и ряде других жанров, сложно переоценить. Это ритмическая и мелодическая основа трека, которая сопровождает вокал, становится костяком композиции.
Содержание
Процесс создания битов требует технических знаний, навыков работы с музыкальным оборудованием и программами, творческого подхода. Начав с написания простых ритмических партий, некоторые музыканты стали профессиональными битмейкерами — превратили хобби в заработок.
Рассмотрим этапы создания музыки на основе битов, какое оборудование и ПО нужно, о чем должен знать начинающий битмейкер.

Основы создания битов

Структура каждой композиции подчиняется определенным правилам. Рассмотрим базовую теорию.
Профессиональные аранжировки часто кажутся очень сложными, поскольку они содержат несколько звуковых дорожек, эффектов. Чтобы вникнуть в процесс создания композиции, нужно разобрать ее на составляющие.
В стандартном бите есть такие элементы:
  • ударные, перкуссия;
  • бас;
  • синтезаторы и другие мелодические инструменты;
  • фоновые эффекты.
Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Ударные и перкуссия

Взяв за основу любую хип-хоп композицию, можно заметить, что основным ударным инструментом в нем будет бочка. Это мощный, гулкий удар, который припадает на сильную долю. Так бочка задает ритм композиции. Слабые доли обычно отбивает рабочий (малый) барабан, а тарелки, томы, перкуссионные инструменты играют вспомогательную роль — заполняют пространство. Для динамики используют и хай-хэты (звуки небольшой тарелки разной протяженности).
Подобрать «правильную» бочку часто сложнее всего, так как она выступает «сердцем» трека. Рассмотрим популярный ритмичный рисунок, который используют в поп-музыке или EDM: основа здесь — в виде прямого равномерного бита, а на каждый второй удар добавляют трещотку (снейр). Цель — дополнительная ритмичность, придание музыке разнообразия.
Вместо снейра некоторые битмейкеры выбирают щелчки, хлопки (часто в виде быстрой дроби), которые добавляют музыке широты, вариативности. Это наслоение и формирует иллюзию сложности бита.
Важно не перестараться с количеством звуков, ведь ритм должен быть четким. Поэтому выбирают звуки с разным частотным наполнением. Иначе можно получить эффект гула — микс становится неразборчивым. Избежать этого можно, если на глубокий снейр наложить шипящий эффект. Тогда спектры частот будут становиться шире, но без наложения друг на друга. Звучание станет полным, плотным, гармоничным.

Перкуссионные инструменты

Ударные — основа бита, но они могут звучать сухо. Чтобы привнести в музыку изюминку, используют перкуссию. Она заполняет пробелы между ударами, создает необходимую динамику, настроение.
При создании бита можно использовать шейкеры, тамбурины, трещотки, деревянные блоки и другие перкуссионные инструменты.

Бас

Многие битмейкеров считают, что хорошее сочетание бочки и баса — это 90% успеха музыки. Для поп- и рок-музыки это тоже работает. Если ударные создают ритмическую основу композиции, то бас — мелодическую. Басовая мелодия может быть очень простой, включать всего несколько нот с разными эффектами.
Чтобы создать басовую линию для конкретного бита, сразу наложите ноты на каждый удар барабана. Затем «сдвигайте» их в разные стороны, экспериментируйте. Можно наложить басовую ноту только на бочку. Затем постепенно добавляйте несколько нот, пока не получите мелодический рисунок.
При сведении музыки может быть конфликт баса, бочки. Это происходит, если частоты инструментов пересекаются. Например, вы выбрали глухой отрывистый кик, а затем добавили к нему глубокий саб-бас. В итоге он поглотил этот кик, и музыка потеряла полноту. Потому к низким басам лучше добавлять высокий и хлесткий звук рабочего барабана.

Мелодия

Это наиболее яркая часть бита — она создает настроение трека. Часто в качестве мелодического инструмента выбирают синтезатор, но можно использовать гитару, пианино, вокальный семпл или фрагменты звуков драм-машины. Важно гармонично вписать мелодию в басовую партию.
Мелодию в современных хип-хоп композициях часто зацикливают на 4 такта, в конце которых идет оригинальный поворот: он и запускает новый цикл. Если хотите создавать музыку в стиле рэп, то придумывайте простые, запоминающиеся мелодии, поскольку это направление не очень мелодично. Более сложные мелодии можно использовать на припевах.

Фоновые эффекты

Они нужны для создания завершенного бита. Фоновые эффекты делают музыку более разнообразной, добавляют ей «свежести», подчеркивают самые интересные места композиции.
Распространенные эффекты — это шумы, пэды, тональные синтезаторные звуки и т. д.

Оборудование и ПО

Каждому музыканту нужны инструменты. Для создания битов нужен компьютер, звуковая карта, наушники, миди-клавиатура, программное обеспечение.

Компьютер

Работа со звуком требует меньше ресурсов ПК, чем видеообработка, но желательно, чтобы мощность компьютера была хотя бы на среднем уровне. Чем больше звуковых дорожек вы используете, тем больше «ресурсов» нужно. Для создания бита на основе нескольких звуков будет достаточно ПК с 8 Гб оперативной памяти. Если же интересует создание трека на основе десятков звуковых дорожек, выбирайте компьютер или ноутбук с 16 Гб памяти и более.

MIDI-контроллер

Это миди-клавиатура, которую подключают к компьютеру для создания музыки «вживую». Но для написания бита клавиатура не всегда нужна: можно прописать композицию вручную (с помощью мыши в секвенсоре).
Миди-клавиатуры обычно используют для живых выступлений. Начинающие битмейкеры часто выбирают модель Novation Launchpad Mini.

Аудиоинтерфейс

Это звуковая карта. Лучше подойдет внешний аудиоинтерфейс. Его можно подключить к компьютеру или ноутбуку через USB-порт. Многие новички и опытные музыкальные продюсеры используют модели серии Focusrite Scarlett.
В современных аудиоинтерфейсах есть выходы для подключения микрофона, инструментов, наушников. Звуковые карты подают фантомное питание на конденсаторные микрофоны и оборудование, которому нужна дополнительная поддержка.

Наушники или студийные мониторы

Чтобы услышать ритмы, оценить их качество, понадобятся хорошие наушники. Для этого не подойдут стандартные модели. Большинство наушников для повседневного прослушивания немного искажают звучание музыки, поскольку у них есть усиление в высокочастотном или низкочастотном диапазоне. Треки в таких моделях могут звучать лучше, чем есть. Поэтому для записи, сведения и мастеринга нужно выбирать проводные наушники с нейтральным звучанием или студийные мониторы.

Программное обеспечение

Есть много программ для создания битов для начинающих (с ограниченным набором функций) и профессионалов (со сложной настройкой). Рассмотрим некоторые DAW для написания бита.

FL Studio

Популярная программа для создания музыки. Ее преимущества — интуитивно понятный интерфейс, много инструментов, эффектов. Начинающие выбирают FL Studio благодаря обилию обучающих материалов, активному пользовательскому сообществу.
Программа подойдет для создания сложных аранжировок, микширования. Встроенные функции для автоматизации используют при создании музыки с высокой динамикой.

Ableton Live

Гибкая программа со встроенными широкими возможностями для живых выступлений. Ее используют многие битмейкеры благодаря большой библиотеке эффектов, инструментов.
Удобный интерфейс для создания музыки можно быстро переключить на режим исполнения. Потому программа — выбор тех музыкантов, кто много выступает вживую и импровизирует. Ableton Live известна и универсальностью, поскольку поддерживает большинство аудиоформатов.

Logic Pro X

Среда для создания битов, которая работает на операционной системе macOS. Программу часто используют в процессе написания композиций в студиях благодаря встроенным функциям микширования. Битмейкер получает в свое распоряжение эффекты и инструменты с возможностью работы с другими продуктами компании Apple. Программу применяют для создания сложных музыкальных композиций.
Еще плюсы — мощные инструменты для редактирования аудиофайлов, а за счет большого количества плагинов битмейкер может получать уникальные эффекты.
Если хотите сконцентрироваться на создании битов, не вникая в технические тонкости и не закупая профессиональное оборудование, обратитесь в ALL MUSIC Studio. Здесь работу проконтролирует звукорежиссер, который при необходимости может свести трек, заняться его мастерингом. На выходе вы получите музыку в студийном качестве.

Создание бита с нуля

Когда вы установили на свой ПК программу для написания музыки, можно приступать к созданию первого трека.

Настраиваем проект

Откройте программу, установите темп. Этот параметр зависит от стиля музыки. Для хип-хопа средний темп — 70−100 ВРМ.
Выберите тональность, масштаб для написания гармоничных мелодичных и басовых линий, настройте рабочую область ПО: выберите нужные инструменты, эффекты.

Прописываем ударные

Любой трек лучше начинать с основы — ударных. На сильную долю (каждую первую долю такта) добавьте бочку. После — рабочий барабан (на вторую и четвертую доли). Между основными ритмическими звуками распределите хай-хэты — так вы заполните пустоты, создадите плотный рисунок.
Экспериментируйте с разными ритмами, звуками. Добавить композиции оригинальности позволят томы и перкуссионные инструменты. Для объемных и глубоких ударных добавьте такие эффекты, как компрессия, реверберация.

Добавляем бас

Каждый секвенсор предлагает много басовых звуков. Выберите нужный и создайте басовую линию. Она должна подчеркивать ударные, быть с ними одним целым. Поэтому убедитесь, что у баса нет конфликта с ударными по частотам: подкорректируйте запись компрессором, эквалайзером.
При создании битов не бойтесь экспериментировать с басовыми звуками. Попробуйте разные варианты — не фокусируйтесь на первом, даже если кажется, что он подходит для композиции.
Сделать басовую линию более динамичной поможет автоматизация. Бас и ударные должны «качать» — создавать мощный пульсирующий ритм, за который люди любят музыку в стиле хип-хоп, электронную танцевальную и другие.

Сочиняем мелодию

При создании бита не нужна сложная мелодия. Ваша задача — написать «цепляющую» музыкальную тему. При этом она не должна диссонировать с басовой линией. Поэтому попробуйте разные звуки, эффекты.
Для обработки мелодии используйте встроенные эффекты секвенсора — дилей, реверберацию. Они добавят музыкальной основе глубины, объема.

Используем семплы

Семпл — это небольшая готовая звуковая дорожка. Взяв ее в качестве основы, можно создать музыкальное произведение. Семплы используют и как вспомогательные элементы, и в качестве основной мелодии для музыки. Чтобы дорожка не диссонировала с вашим треком, измените ее тональность с помощью встроенных инструментов ПО.
Есть два вида семплов:
  1. Разовые или one-shot samples. Их используют для отдельных звуковых эффектов без зацикливания.
  2. Циклические или loop samples. Их называют лупами или петлями. Такие эффекты имитируют инструментальные партии (например, четырехтактовую синтезаторную мелодию).
Хотя применение семплов — это общепринятая практика, их лучше использовать с осторожностью. Особенно если вы нацелены на широкую аудиторию. Чтобы легально вставить семпл в свою композицию, нужно связаться с правообладателем и запросить у него разрешение.

Создаем аранжировку

Когда вы закончите с основными элементами бита, можно приступить к аранжировке. Это создание структуры будущей композиции. Трек нужно разделить на куплет, припев, вступление, между ними — добавить переходы. На этом этапе записывают вокал (если он предусмотрен).

Выполняем сведение и мастеринг

Это заключительная часть создания бита, когда из разрозненных дорожек собирают целостную композицию, а затем доводят ее звучание до общепринятых стандартов.
Сначала выполняют сведение. Его цели — обеспечить для каждого инструмента хорошую читаемость в миксе, проработать динамику, создать объемное звучание. Этапы сведения:
  1. Выставление громкости дорожек. Итог создания бита — микс, в котором все инструменты звучат гармонично. В ходе мастеринга выводят на первый план те инструменты, которые играют мелодию. Ритм-секцию можно немного ослабить.
  2. Панорамирование. Цель этого этапа — создание объемного звучания. Для этого битмейкер определяет расположение дорожек в виртуальном пространстве — двигает их вправо, влево, вверх и вниз. Одни звуки оставляют в центре сцены, другие — располагают по бокам.
  3. Динамическая обработка. Такие эффекты как фэйзер, флэнжер, хорус улучшают звучание дорожек, добавляют инструментам динамики.
  4. Эквализация. Это регулировка частот. В ходе эквализации удаляют лишние призвуки, не допускают, чтобы частоты одних дорожек перекрывали другие.
  5. Реверберация. Эффект дает пространственный объем. Так можно создать ощущение, что инструмент звучит в небольшом помещении, на улице или в концертном зале.
  6. Коррекция. Окончательная «доводка». В зависимости от ранее внесенных изменений, параметры дорожек «подстраивают» друг под друга.
Мастеринг — финальная обработка звука, когда работают не с отдельными инструментами, а с композицией целиком. При создании битов этот этап позволяет улучшить звучание трека, довести его до уровня физических и цифровых носителей.
Основные этапы мастеринга:
  1. Удаление дефектов. В процессе записи на дорожках появляются помехи: частотные или фазовые искажения, гул, шумы и т. д.
  2. Монтаж. Включает обрезку пауз в начале и конце записи, копирование фрагментов.
  3. Нормализация сигнала. Необходима, если музыку не нормализовали при сведении. Если общий уровень записи низкий, его поднимают.
  4. Лимитирование. Позволяет избежать перегрузок в результате поднятия сигнала.
  5. Фильтрация. Удаляют все частоты, которые не воспринимает человеческое ухо (ниже 20 Гц и выше 20 кГц).
  6. Эквализация. При сведении эквалайзер используют для каждой дорожки бита, при мастеринге — для всей композиции.
  7. Компрессия. Повышает плотность звучания, поднимает громкость трека.
  8. Расширение стереобазы. Процесс придания треку объема и широты.
  9. Дитеринг. Эффект применяют при создании битов для сокрытия искажений. Для этого на запись добавляют низкоуровневый шум.
Многие новички думают, что процесса сведения достаточно для создания бита высокого качества. На практике мастеринг выполняют все крупные студии, поскольку постобработка существенно повышает качество звука.

Несколько советов по созданию треков

Чтобы написать потенциальный хит, придерживайтесь таких рекомендаций:
  1. Больше практики. Талант не купишь и не выработаешь, а вот опыт — дело наживное. Поэтому экспериментируйте со звуком, пробуйте себя в разных стилях.
  2. Учитесь. Читайте статьи на профильных ресурсах в интернете, смотрите обучающие видео. Изучите музыкальную теорию (хотя бы базовую). Эти знания помогут создавать более сложные композиции.
  3. Сотрудничайте с другими музыкантами. В процессе совместного творчества вы освоите новые техники, получите отзывы о своей работе, сможете расширить аудиторию.
  4. Слушайте музыку. Открывайте новых исполнителей и новые жанры, даже если они вам не очень близки, анализируйте структуру треков: это поможет расширить кругозор и вдохновиться на создание своих хитов.
Хотите записать композицию со студийным звучанием? В ALL MUSIC Studio вы сможете создать запись высокого качества. Выполняем сведение, мастеринг.
Студия звукозаписи
All Music Studio
СТУДИЯ А
СТУДИЯ В

клиенты нашей студии звукозаписи

На нашей студии регулярно записываются и проводят съёмки знаменитости — известные музыканты, звёзды ТВ, народные артисты, композиторы, актёры театра и кино, крупные известные организации и представители мировых брендов.

услуги нашей студии

вокал под минус

Запись от 1800 р/час
Сведение от 5000 р
инструменты, группы

Запись 2000 р/час
Сведение от 9000 р
музыкальное сопровождение

Минусовка от 15 000 р
Аранжировка от 20 000 р
с текстом
и аранжировкой

от 50 000 р
многоканальная

Запись 2200 р/час
Сведение от 9000 р
профессиональное оборудование

Запись от 3000 р/час
Сведение от 5000 р
запись и съемки,
сведение, саунд-дизайн

от 1800 р/час
дистрибуция, SMM, реклама

Дистрибуция от 2500 р
Продвижение от 35 000 р
на любые услуги

Стоимость зависит от включенных в сертификат услуг
Хотите узнать больше о нашей студии? Мы всегда рады новым знакомствам!