- Если песня только появилась на свет, она не всегда хороша «как есть». Исходный звук без аранжировки может быть скучным, примитивным и пустым. Саунд-продюсер перерабатывает музыку в нечто новое, при этом сохраняет изначальную задумку. Аналогия не из мира музыки: набросок карандашом и законченная картина, написанная маслом. Либо фото — пусть сделанное в студии, но еще без обработки против финальной ретуши. В музыке принцип не слишком отличается.
- Новое звучание. Жанры устаревают. Классический романс в стиле Утесова сейчас будут воспринимать странно, большинство людей не оценит. Зато можно достать из пыльного комода музыку начала века и с помощью аранжировки переосмыслить, вдохнуть новую жизнь. Пример: песня Susane, которую написали еще в конце позапрошлого века. Автор — Стив Фостер, но его версия даже не сохранилась. Знаем ли мы эту песню? Да, наверняка. Как хит Venus группы Shocking Blue. Аранжировка изменилась, хотя мелодия сохранилась.
- Адаптация к разным стилям. Нельзя говорить, что один стиль плохой, а другой хороший. Музыка интересна в любом направлении. Аранжировки же позволяют оценить, как будет звучать музыка в том или ином жанре. Послушайте знаменитую Sweet Dreams от авторов Eurythmics и сравните с кавером Мэрилина Мэнсона. Разница огромная. Какая аранжировка лучше? Сказать трудно.
- Эмоциональное влияние. С разными аранжировками можно добиться совершенно противоположного эффекта. Романтическая баллада превратится в танцевальный хит, лирическая нежная песня станет вызовом. Пример: советский хит «На недельку до второго» в игре Atomic Heart из расслабленно-отпускного превратился в тревожный.
- Оптимизация для инструментов. Например, сейчас уже вряд ли используют клавесин. Но это разве повод отказываться от хорошей музыки? Даже классические произведения Баха, Генделя «переписывают» (вернее, адаптируют) под другие музыкальные инструменты. В новой композиции задействуют необычные «новинки»: ханг, глюкофон.
- «Второй шанс». Иногда песня в первый раз не «выстреливает», хотя у нее был потенциал. Новая аранжировка — повод дать ей еще одну возможность загореться на небосклоне хитов. Пример: Beggin' you, которая сначала родилась как проходной трек Пегги Фарины, а потом мощно ударила в исполнении Madcon.
- «Обмен любезностями». Часто знаменитости оказывают дань уважения другому известному исполнителю, записывают кавер с новой аранжировкой. Иногда получается не хуже, а то и лучше оригинала. Кто спел интереснее The Man Who Sold the World: Дэвид Боуи или Курт Кобейн? Ответить непросто.
У одной песни могут быть десятки, а то и сотни аранжировок. Меняется стиль, голос, инструменты и форма. Каждая новая аранжировка, попытка переосмысления — процесс сотворчества песни.