Как правильно записать песню в звукозаписывающей студии. Подготовка. Общие советы

Ответы на этот вопрос могут варьироваться в зависимости от того, что за песню Вы решили записать, и будете ли Вы её единственным исполнителем или у Вас собственная группа. Однако есть общие нюансы, которые помогут в создании качественного продукта на студии звукозаписи с минимумом потерянного впустую времени.
Качество полученного результата и впечатления от процесса не всегда зависят только лишь от Вашей подготовки. Не менее важным является правильный выбор хорошей студии звукозаписи, на которой работают вежливые тактичные звукорежиссёры, умеющие работать не только со звёздами, но и с начинающими исполнителями.
Подготовка к записи
В первую очередь песня должна быть хорошо отрепетирована. Если у Вас музыкальная группа, то музыкантам необходимо владеть техникой игры в метроном, чтобы свести к минимуму работу на стадии монтажа. Исключение составляют только записи опытных музыкантов, которые знают, что делают и хотят, чтобы темп их песни «дышал».
Партии музыкальных инструментов должны быть заранее чётко согласованы, особенно это касается ударных, которые, как правило, в студийной работе записываются в первую очередь. Партии согласуются для того, чтобы избежать ситуации, когда, например, записывая бас или другой инструмент оказывается, что бас-бочка была сыграна неправильно или вовсе её партия не сочетается с остальными инструментами. Если Вы не уверены в этом моменте — сделайте пробную запись живьём, это можно сделать и на реп базе, но при условии, что в полученном миксе все инструменты можно будет отчётливо расслышать.
Что касается электро-, бас-, акустических гитар и прочих струнных инструментов — очень сильно на качество их звучания влияет новизна струн. Рекомендуется перед записью купить новые струны и немного их «обыграть», чтобы строй инструмента не «плавал» во время записи и не приходилось постоянно его подстраивать. Кстати, о настройке — каждый инструмент надо настроить максимально точно и периодически проверять во время записи.
Если запись должна производиться под готовую фонограмму — минусовку или аранжировку, то убедитесь, что материал у Вас имеется в максимально возможном качестве и записан на исправный носитель (предпочтительнее флэшка).
Как правильно рассчитать количество часов для записи в студии? Если Вы никогда в жизни не записывались, то рассчитать это время будет проблематично. Всё зависит от Ваших качеств как исполнителя. Лучше иметь пару часов «в запасе» на всякий случай. Ситуации, когда музыканты начинают думать о том, что время «поджимает» — ни к чему хорошему не приводят.
Крайне нежелательно разделять на несколько сессий звукозапись одного инструмента или вокала. Малейшее изменение угла направления микрофона или его расстояния до инструмента способно привести к серьёзному изменению в характере звучания, а теперь представьте себе сколько времени (оплаченного Вами) понадобится звукорежиссёру, чтобы отстроить все микрофоны, например, на ударной установке, чтобы она зазвучала как во время Вашей предыдущей сессии и не допустить фазовых и прочих расхождений! В вокале не меньше нюансов — на тембр влияет не только расстояние до микрофона, но и Ваше физическое и психическое состояние. Даже у профессионалов не всегда получается делать тембрально идентичные дубли в разные сессии. Так что рассчитывайте заранее время, которое необходимо отвести для полной записи инструмента или вокала. Остальные инструменты можно записать и в следующий раз, но так же, целиком всю партию.
Процесс звукозаписи в студии
Здесь есть одно самое главное правило — доверьтесь звукорежиссёру (при условии, что Вы работаете с хорошим специалистом на хорошей студии). Если Вы не знаете точно какое звучание Вам нужно или испытываете какие-либо трудности, не постесняйтесь сказать об этом. Это тот человек, который заинтересован в том, чтобы результат был отличным и понравился Вам, к нему можно и нужно обращаться за советами.
Если у Вас есть какие-либо пожелания относительно конечного результата, то лучше обговорить их сразу, потому что на этапе звукозаписи закладывается фундамент звучания будущей песни и многие нюансы будет сложнее исправить в процессе сведения и уж тем более мастеринга. Если Вам что-то не известно из терминологии звукорежиссуры в этой статье, то рекомендуем прочитать нашу статью по основным терминам звукозаписи.
Итак, инструменты настроены и подключены, фонограммы импортированы в проект — можно приступать к записи. Но перед этим необходимо позаботиться о комфортном мониторинге. Для этого звукорежиссёр подаст Вам в наушники или мониторы фонограмму или звук Вашего инструмента.
Попробуйте поиграть (спеть) и почувствуйте насколько удобно Вам это делать. Стоит обратить внимание на общую громкость звука в наушниках (мониторах) и баланс между громкостью фонограммы и тем, как Вы слышите свой голос (или инструмент). У разных людей ощущение комфортности прослушивания может несколько варьироваться, поэтому помогите звукорежиссёру настроить звук под Вас — это очень важно.
Порой вокалист не может попасть в ноту не от того, что плохо поёт, а от того, что плохо слышит себя! Также важно знать, что звучание в наушниках отлично от того, что получится на выходе. Т. е. мониторинг необходим для того, чтобы не сбиться и попадать в такт и в ноты — не стоит сразу судить о звучании своего голоса или инструмента по необработанному звуку в наушниках.
Во время записи следите за тем, чтобы положение инструмента оставалось максимально неизменным относительно микрофона (то же касается и вокала), об этом Вас обязательно уведомит звукорежиссёр, потому что порой музыкантов захлёстывают эмоции, в общем-то это и не плохо, однако может негативно отразиться на звучании.
Если у Вас не получается какой-то сложный момент — оставьте его на потом, бывает так, что зацикливание на одном и том же даёт с каждым разом всё более худший результат. Попробуйте записать другой материал или просто сделайте перерыв. Кстати, о перерывах — при длительной записи (например весь день группа пишет песню или даже несколько песен) рекомендуется делать регулярные перерывы. Это необходимо как музыкантам, так и звукорежиссёру. Уши — это инструмент, для адекватной работы которого требуется периодический отдых, иначе может возникнуть эффект «замыливания» и объективность в оценке записываемого материала ухудшится.
Если Вы испытываете трудности из-за того, что на репетициях Вы всегда играете со всеми остальными музыкантами, а на записи приходится делать всё по отдельности и трудно следить за тактами, то бывает полезным, например, попросить басиста играть в наушники барабанщику во время записи. При насыщенной аранжировке также помогает отключение некоторых инструментов. Иногда звукорежиссёры отключают чуть ли не всё, оставляя лишь ритм секцию и пару инструментов, которые держат гармонию. Определите какие инструменты самые важные, на что должна опираться записываемая в данный момент партия?
Говорите звукорежиссёру обо всех трудностях, которые Вы испытываете, задавайте ему интересующие Вас вопросы, и тогда процесс записи будет лёгким и приятным, а конечный результат вызовет исключительно положительные эмоции! На первых порах просто научитесь играть ровно и слаженно. Ну, а по мере роста Вашего опыта, перед Вами начнут открываться новые глубины этого непростого искусства исполнения — звукоизвлечение, энергетика, передача эмоций, поиск своего уникального звука и многое другое. Но это уже другая история.
Желаем Вам удачных записей и неисчерпаемого вдохновения!
P. S. и не забудьте поставить мобильный телефон в беззвучный режим или оставить его в другом помещении, чтобы лучший Ваш дубль не был испорчен звучащей на заднем плане любимой, но неуместной, мелодией:)
Студия звукозаписи
All Music Studio
СТУДИЯ А
СТУДИЯ В

клиенты нашей студии звукозаписи

На нашей студии регулярно записываются и проводят съёмки знаменитости — известные музыканты, звёзды ТВ, народные артисты, композиторы, актёры театра и кино, крупные известные организации и представители мировых брендов.

услуги нашей студии

вокал под минус

Запись от 1800 р/час
Сведение от 5000 р
инструменты, группы

Запись 2000 р/час
Сведение от 9000 р
музыкальное сопровождение

Минусовка от 15 000 р
Аранжировка от 20 000 р
с текстом
и аранжировкой

от 50 000 р
многоканальная

Запись 2200 р/час
Сведение от 9000 р
профессиональное оборудование

Запись от 3000 р/час
Сведение от 5000 р
запись и съемки,
сведение, саунд-дизайн

от 1800 р/час
дистрибуция, SMM, реклама

Дистрибуция от 2500 р
Продвижение от 35 000 р
на любые услуги

Стоимость зависит от включенных в сертификат услуг
Хотите узнать больше о нашей студии? Мы всегда рады новым знакомствам!