Кто такой музыкальный продюсер

Композитор сочиняет, музыкант играет, исполнитель поет, а что делает музыкальный продюсер? Если кратко: занимается производством музыки, отвечает за звучание альбома или песни. Также музыкальное продюсирование помогает исполнителю раскрыть его звучание.
Содержание

Кто такой саунд-продюсер

В России иногда думают, что специалист в продюсировании — это тот, кто вкладывает деньги в песню. А занятие музыкальным продюсированием сравнивают с карикатурным образом: сидит мужчина в кожаном кресле, рядом с ним стоит бутылка виски; помощники подносят продюсеру лед, меняют пепельницу, а тот дымит и сквозь завесу табака и прищур рассматривает очередного кандидата на «раскрутку».
В реальности продюсерами и композиторами (часто эти роли совмещают) называют совсем других людей. Задача этих специалистов — сделать из материала, порой сырого, неготового к запуску в эфир, заветную «конфетку».
Саунд-продюсеры могут сами создать музыку, записать песню, сделать аранжировку. Спеть и свести трек — тоже.
Важен ли здесь исполнитель, его вокальные данные? И да, и нет. Если это клубный музыкальный трек, то можно вообще обойтись без вокала: достаточно «спродюсировать» электронные биты. Если саунд-продюсер замечает талантливый, но плохо обработанный, записанный в гараже, музыкальный материал, он может предложить поработать такому «самородку».
Специалист, о котором идет речь, — это мозг любого музыкального проекта. Он создает концепцию музыки, идею, анализирует и понимает, как «преподнести» исполнителя аудитории.
Саунд-продюсер должен очень хорошо знать, где сейчас музыкальные тренды, хайп, «вирусы». Звук может безнадежно устаревать: послушайте хиты семидесятых. Мелодии-то песен запоминающиеся, их отлично воспринимают и сейчас. Но музыкальные аранжировки уже устарели, поэтому так много появилось ремиксов с ремейками. Саунд-продюсер все это понимает, следит за актуальными веяниями, хорошо разбирается в технической составляющей «как сделать успешный трек».

Что делают такие специалисты

У саунд-продюсера обязанностей много. Круг задач у продюсера неоднозначный: желающим отправиться этим путем сразу стоит подготовиться к очень активной работе, множеству дел и многозадачности.
Примеры обязанностей:
  • Создание музыкальной композиции. Саунд-продюсер определяет конечное звучание трека. Иногда приходится работать с нуля, иногда уже есть музыкальный материал, но сырой, нужна доработка. Начинается все с концепции песни. Специалист придумывает основную идею композиции, жанр, настроение и тематику, смотрит на тренды в музыке.
  • Стилизация. Саунд-продюсер определяет стиль музыкальной композиции, будь то поп, рок, хип-хоп или электронная музыка.
  • Определение структуры музыкальной композиции. Включает планирование содержания песни, включая введение, куплеты, припевы, бриджи, финалы. Цель — сделать динамичный трек.
  • Работа с текстом песни. Потребуется оценить и выбрать стихи, написанные авторами. Если текст не соответствует «образу в голове», нужно предложить изменения или сделать набросок новых слов самому.
  • Создание или доработка мелодии, которую будут использовать в музыкальной композиции. Включает подбор аккордов, мелодических линий песни, переходов. В зависимости от жанра музыки разрабатывают или выбирают биты, ритмические паттерны, которые станут основой трека.
  • Аранжировка. Продюсер решает, какие музыкальные инструменты использовать в песне, как их сочетать, продумывает «кульминацию».
  • Работа с командой. Иногда саунд-продюсер может рекомендовать команду для проекта: музыкантов, битмейкеров, саунд-мастеров, ассистентов, инженеров мастеринга и сведения.
  • Работа со звукозаписью. Саунд-продюсер присутствует на звукозаписывающих музыкальных сессиях, помогает исполнителю раскрыть свой потенциал, добиться нужного звучания. Часто он дает советы-рекомендации музыканту, помогает с интерпретацией текста, передачей эмоций в песне.
  • Контроль качества. Специалист следит, чтобы исполнение оставалось на нужном техническом уровне, равно как и звук. Он контролирует, чтобы было музыкальное оборудование и инструменты для записи, производства музыки.
Конечно, все эти задачи не будет делать один человек. Нужна большая команда. Основная работа специалиста — творческая: создание «облика» звука, музыкальной композиции во взаимодействии с артистом. Он может быть аранжировщиком, композитором, матер- и миксинг-инженером, сессионным музыкантом, а может специализироваться лишь на чем-то конкретном.

Знания и навыки саунд-продюсера

В музыкальном продюсировании роль играет известность, успешные кейсы, интересные проекты. Чтобы стать звездой в этом деле, нужны:
  • Музыкальное образование. Консерватория для продюсера не всегда нужна. Но приходить совсем с улицы — идея не из лучших. Для продюсирования нужно как минимум пройти курсы, получить азы. Важно ли уметь петь, играть на музыкальных инструментах? Не помешает, хотя продюсеру становиться оперным певцом либо гением, который играет на гитаре виртуознее Джими Хендрикса, необязательно.
  • Опыт работы в музыкальной индустрии. Условный минимум — продюсерский опыт, стажировка или работа в качестве звукорежиссера, аранжировщика, битмейкера или автора песен. Важно понимать все этапы создания и продвижения музыкального продукта. Также должен быть опыт взаимодействия со всеми, кого потребуется привлекать: от самих артистов до музыкальных инженеров. Нужно понимать, как создают саунд — от идеи до записи, от первичного «наброска» до сведения.
  • Понимание желаний публики. Продюсеру нужно уметь анализировать музыкальные вкусы «народных масс», отслеживать тренды. Если понимать, почему та или иная песня стала хитом, то продвигать новичков будет гораздо проще.
  • Оперирование музыкальными трендами. «Знать» тенденции недостаточно. Продюсеру нужно актуализировать каждый день все, что он знает. Ежедневно появляется много новых песен. Наслушанность — то, что отличает профи от любителя. Необязательно ограничиваться конкретным музыкальным жанром. Наедине с собой можно включить Моцарта или панк-рок, но если людям нравится Моргенштерн, следует работать в этом направлении. В идеале — задавать свое, становиться королем, властителем дум, повелителем музыкальной моды. Очень редко попадают пальцем не в небо, а в десяточку. Так что наслушанность — обязательный топовый навык саунд-продюсера.
  • Понимание индустрии. Задача продюсера — хорошо разбираться в том, как работает индустрия. Студии звукозаписи, лейблы, стриминги, ключевые игроки… Мир музыки похож на увлекательную стратегию. Если вдаваться в детали, продюсеру не помешает осведомленность в процессах лицензирования, дистрибуции, маркетинга, продаж музыкальных произведений. Он должен понимать, как работают различные музыкальные сервисы, такие как Spotify, Apple Music, YouTube. Не будет лишним понимание юридических аспектов, которые связаны с авторскими правами и роялти.
  • Понимание рынка подрядчиков. Для создания хитов понадобятся композиторы, битмейкеры, аранжировщики песен, звукорежиссеры. Что-то хорошо уметь делать самому, но в одиночку «вывезти» все не получится. Здесь важно подключить навыки управленца: уметь делегировать обязанности.
А как же музыкальный талант артиста? Конечно, он нужен. Его тоже надо уметь оценивать, но не просто «он хорош». Формат, возможность продвижения, интерес публики — все это важно просчитать.

Востребованность продюсеров

«Все звезды уже на небосклоне», — вздохнет кто-то. Да, есть Макс Фадеев, Иосиф Пригожин, Константин Меладзе, Баста, Тимати. За рубежом — тем более, попробуй сравняйся с продюсером Куинси Джонс, который работал с Майклом Джексоном над его альбомами Thriller, Bad и Off the Wall, с Фрэнком Синатрой, Рэем Чарльзом. Можно ориентироваться на таких музыкальных «небожителей», как Джордж Мартин — «пятый битл». Он продюсировал большинство альбомов The Beatles, сыграл ключевую роль в создании их уникального звучания и новаторских студийных техник. Брайан Ино работал с такими музыкальными группами и артистами, как U2, Дэвид Боуи, Talking Heads и Coldplay. Известен своим экспериментальным подходом к музыке и ее продюсированию.
Спрос на продюсеров есть не только у артистов, которые хотят пробиться на вершину хит-парадов со своими песнями. Часто запрос поступает от звукозаписывающих компаний. Все больше ищут музыкальных профи не только для песен, но и для сочинения музыки к фильмам, играм, стримам.

Как стать саунд-продюсером и где учиться

На специальность продюсера учат в РАМ имени Гнесиных, в НИУ ВШЭ, в Moscow Music School и в других образовательных заведениях по всей стране и за рубежом.
Музыкальное образование лучше получать профильное. Как минимум для продюсирования нужно освоить нотную грамоту, программы для работы со звуком.
Нужно освоить работу с цифровыми музыкальными станциями (DAW), «подружиться» с микрофонами, микшерами и другими инструментами. Также важно постоянно заниматься созданием музыки, экспериментировать с музыкальными жанрами, работать с различными исполнителями, чтобы понять их потребности и научиться адаптировать свой стиль к их видению.
А еще важно изучить и юридические аспекты музыкального бизнеса, чтобы правильно защищать себя.
Студия звукозаписи
All Music Studio
СТУДИЯ А
СТУДИЯ В

клиенты нашей студии звукозаписи

На нашей студии регулярно записываются и проводят съёмки знаменитости — известные музыканты, звёзды ТВ, народные артисты, композиторы, актёры театра и кино, крупные известные организации и представители мировых брендов.

услуги нашей студии

вокал под минус

Запись от 1800 р/час
Сведение от 5000 р
инструменты, группы

Запись 2000 р/час
Сведение от 9000 р
музыкальное сопровождение

Минусовка от 15 000 р
Аранжировка от 20 000 р
с текстом
и аранжировкой

от 50 000 р
многоканальная

Запись 2200 р/час
Сведение от 9000 р
профессиональное оборудование

Запись от 3000 р/час
Сведение от 5000 р
запись и съемки,
сведение, саунд-дизайн

от 1800 р/час
дистрибуция, SMM, реклама

Дистрибуция от 2500 р
Продвижение от 35 000 р
на любые услуги

Стоимость зависит от включенных в сертификат услуг
Хотите узнать больше о нашей студии? Мы всегда рады новым знакомствам!